Латышка в народном костюме - сувенирная кукла - выполнена с использованием готового фарфорового молда ручной работы и имеет оригинальный авторский костюм в единственном экземпляре.
Костюм выполнен из ткани, кружева, украшен бусинами, тесьмой, пайетками, декоративными элементами.
Высота куклы - 21 см.
Изысканная кукла в оригинальном костюме подобна статуэтке. Она принесет в ваш дом очарование и изящество, будет приятным подарком к празднику вашим близким, друзьям и знакомым.
Моя новая куколка - в продаже - 1800 рублей:
Мои куклы в латышских костюмах, сделанные ранее (проданы, для примера):
Об истории прибалтийского костюма
В давние времена некое единообразие принципов народного моделирования одежды у прибалтийско-финских, балтских, славянских и скандинавских племенных групп предопределялось сходными географическими и природно-климатическими условиями проживания и давними этнокультурными контактами. Об этом говорят археологические находки эпохи раннего Cредневековья. Сходство прослеживается в выборе материалов (лен, шерсть, кожа, металл), в составе комплексов и покрое основных компонентов: туникообразная рубаха, женская несшитая поясная и плечевая одежды, полотенчатые головные уборы, пояса, рукавицы, носки и кожаная обувь.
Женский костюм еще в начале XIX века представлял собой юбочный комплекс и состоял из рубахи, юбки, наплечного покрывала, пояса, лифа-безрукавки, кофты, чепца или девичьего венка. Он отличался многоцветностью, большой степенью вариативности, обусловленной сочетанием в одном и том же комплексе реликтовых форм одежды и инноваций XVIII—XIX веков.
К XIX веку в Латвии существовало пять основных классических комплексов женской одежды, в Эстонии — три, в Литве — шесть; при этом невероятно велико было число локальных вариантов: только на территории Эстонии их насчитывалось более 150.
В женских костюмах жителей финских островов Сейскари и Лавансаари, а также эстонских — Сааремаа, Муху, Хийумаа, Рухну, Вормси и других нашла яркое отражение история контактов со скандинавами. Здесь бытовали короткие (до середины голени) плиссированные и пышные юбки, лифы-безрукавки, а также "сарафаны" в виде длинных плиссированных юбок с пришитыми лифами и нарядные блузки кайсед. На голове носили вязаные колпаки, "кокошники" — трапециевидные чепцы на твердой основе. По способам ношения вязаных колпаков, их расцветке было нетрудно определить, кто его носит. Если кончик колпака с кисточкой был перекинут на правое плечо, это означало, что его носила девушка, а если на левое — женщина. Траурные колпаки были черного или синего цвета
В Латвии можно выделить курземские праздничные комплексы женской одежды, в которых просматриваются черты собственно балтской и прибалтийско-финской традиций. Обилием металлических украшений, сочетанием ярких цветов отличается девичий и женский костюмы округа Алсунга. Среди своеобразных элементов костюма — рубаха со стоячим воротом, расшитым бисером и стеклярусом, и наплечное покрывало из темно-синей шерсти — мелене, украшенное понизу металлическими спиралями и листовидными шумовыми подвесками. Такие покрывала — один из самых архаичных типов покрывал, аналоги которого, согласно археологическим находкам, известны с раннего Cредневековья.
НА ГРАНИЦЕ КУРЗЕМЕ С ЛИТВОЙ — В НИЦЕ, БАРТЕ И РУЦАВЕ — ЖЕНЩИНЫ, КАК И ПОВСЕМЕСТНО В ЛАТВИИ, ПРЕДПОЧИТАЛИ НАПЛЕЧНОЕ ПОКРЫВАЛО БЕЛОГО ЦВЕТА — ВИЛЛАЙНЕ (ОТ ЛАТЫШ. ВИЛЛА — ШЕРСТЬ, ВОЛНА ШЕРСТИ). Здесь его носили, набросив через одно плечо и скрепив на другом фибулами — сактами или же обернув вокруг торса и перебрасывая у локтя. Причем покрывало скрепляли не одной, а тремя-семью сактами, наложенными друг на друга и связанными красной ленточкой.
В отличие от Латвии в Эстонии наплечное покрывало сыба из шерсти белого, черного или коричневого цвета сохранилось лишь в некоторых местах, а его ношение не было обязательным. В Литве же наплечные клетчатые покрывала в праздничный день надевали в основном замужние женщины. В литовский, а также финский и эстонский праздничный комплекс девушки и замужней женщины непременно входил передник; без него считалось неприличным появляться на улице. В центральных историко-культурных областях Литвы (Сувалкия и Дзукия) передник и особенно широкий пояс, изготовленные в технике закладного тканья кайшитинис и украшенные крупными полихромными розетками, были главными декоративными акцентами всего комплекса одежды. В целом же литовский женский костюм имеет много общих черт с латышским. Колористика и декоративные элементы одежды в Дзукии (на границе с Белоруссией) обнаруживают много общего с белорусским женским комплексом.
Многим деталям одежды приписывали магическую и оберегающую функции. Так, считалось, что рукавицы предохраняют от нечистой силы и от злого человека. Крестьяне, отправляясь в суд, надевали специальные "судебные рукавицы", чтобы оберечь себя от несправедливости господ. Роль оберега выполняли и древние орнаментальные мотивы и композиции на всех компонентах одежды: будь то "пестрые уши" и "сосцы" на латышских вязаных рукавицах, перчатках и носках или мянд — "мутовка" на свадебных эстонских передниках.
|