Главная » 2018 » Ноябрь » 24 » Вальдорфская кукла
23:56
Вальдорфская кукла

Вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ была разработана особая педагогическая кукла. Вальдорфская кукла - это отображение человека, это его второе "Я", а не искусственная механическая игрушка. При создании вальдорфских кукол используются только естественные материалы (шерсть, ткань), т.к. они настолько просты, что ребёнку не приходит в голову интересоваться, что у куклы внутри и ломать её. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности, любят, засыпая, держать в руках что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки, лодки или кубиков, ребёнок лишается множества впечатлений. Пропорции тела вальдорфской куклы всегда соответствуют реальным пропорциям тела ребёнка. Таким образом, играя с такими куклами, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира. Глазки, ротик, носик могут быть едва намечены, а в куклах для самых маленьких могут отсутствовать вовсе. Это сделано для стимуляции детского воображения, а также для того, чтобы ребёнок не боялся искусственных глаз, пристально устремлённых на него.

Вальдорфская кукла — первая в истории игрушка, специально разработанная педагогами для детских садов и школ нового типа. Она объединяет в себе заботу о физическом и духовном здоровье ребёнка, понимание необходимости учитывать его естественное развитие. 






В современном мире многие родители, желающие максимально раскрыть таланты своего ребёнка и не отбить у него охоту к образованию, предпочитают обычному образовательному учреждению детские сады и школы, реализующие принципы альтернативной педагогики Рудольфа Штайнера, Марии Монтессори и других педагогов-новаторов.






В Германии недалеко от Гейдельберга находится городок Вальдорф, в котором жил автор педагогической системы – австрийский философ, архитектор и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). В 1907 году он написал первую книгу о своём видении педагогики "Образование ребёнка" и уже в 1919 году его идеи были воплощены в школе, открытой в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего табачной фабрикой Вальдорф-Астория в немецком городе Штутгарте. От названия фабрики все последующие школы по системе Штайнера стали называться вальдорфскими.







Штайнер воплотил разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Так появилась штейнеровская школа.



Сейчас в мире насчитывается более 1000 вальдорфских школ и более 2000 вальдорфских детских садов. Вальдорфское образование становится всё более популярным и в России. Каждая российская вальдорфская школа своеобразна. Она может быть бесплатной, может быть платной. Все вальдорфские российские школы соответствуют государственному стандарту образования. Признанием качества обучения в вальдорфских школах стало, например, вручение в 2008 и 2010 годах звания "учитель года" педагогам московской вальдорфской школы.


В этой школе два иностранных языка преподаются с первого класса, а до середины основной школы система обучения является безотметочной, нет второгодничества, классный руководитель ведет свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения, в программе есть нетрадиционные уроки (пластицирование, эвритмия, садоводство), предметы преподаются "эпохами" — в течение 3-4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке (это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение "эпохи").




Вальдорфские детские сады и школы работают по принципу "неопережения" развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Штайнер писал в своих трудах о значении окружающей среды для ребёнка: "Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, завершённые, технически законченные, не оставляющие места воображению ребёнка".

Вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ была разработана особая педагогическая кукла. Вальдорфская кукла - это отображение человека, это его второе "Я", а не искусственная механическая игрушка. Такая игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного физического, душевного и духового развития ребенка.






Основа вальдорфской куклы - традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов. Это – мягкая игрушка, но в отличие от традиционных зверушек, она повторяет человеческий образ. При изготовлении вальдорфской куклы соблюдаются все человеческие пропорции.







Шитая кукла предназначена для того, чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее. Вальдорфская кукла традиционно делается из натуральных материалов – шерсть, хлопок, шелк и набита 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью. Натуральная овечья шерсть - легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной. Для тела и головы используется хлопковый трикотаж телесного цвета. Для одежды тоже подбираются натуральные материалы: шерсть, хлопок, шелк, лен, вискоза. Волосы делаются из шерстяной или хлопковой пряжи, каждая волосинка пришивается отдельно и прочно закрепляется на голове куклы, что позволяет свободно  причесывать ее, заплетать косички, фантазировать с прической куклы. 







Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую ребенок прижимает к себе, способствует формированию привязанности, он получает от куклы что-то взамен. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает.







Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей, в зависимости от настроения малыша. Эти куклы специально разработаны, чтобы стимулировать ребенка к выражению всей гаммы чувств и эмоций в процессе игры. Процесс изготовления такой игрушки очень трудоемкий, вся работа делается вручную и это делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей - ведь второй такой нет ни у кого.

Кукла – прообраз человека, и игра с ней является педагогическим моментом, позволяющим прививать ребенку правила общения с окружающими, куклу для ребенка следует подбирать в соответствии с его возрастом.










Мир для новорожденного хаотичен и непонятен – основная задача его приспособиться к жизни вне материнской утробы, понять, что этот мир доброжелателен. Хорошей игрушкой на этом этапе может быть кукла - уголок, лежащая в кроватке - не раздражающие пастельные тона, натуральные материалы, мягкое незаполненное тело, поможет малышу с интересом познавать мир. И если мама поносит куколку с собой перед тем, как дать ее малышу, она впитает ее запах, что подарит ребенку ощущение спокойствия и безопасности. Интересно малышу будет и если мама оденет куколку на руку и поговорит от ее имени - так ребенок будет учиться следить за предметами, концентрировать свое внимание.
Интересны будут малышу и игрушки, подвешиваемые над кроваткой, коляской, автокреслом.









После 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять все, что делает мама. Мама играет с ним, кормит, убаюкивает - все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла. Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры.





В кроватке может поселиться кукла-грелка. Помимо функций грелки ее можно сделать одним из элементов ежедневного ритуала укладывания спать.









После 1,5 лет у ребенка настает новый период - от исследовательской деятельности он переходит к экспериментам. Основной вид деятельности детей этого возраста – манипулирование предметами. То есть ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы по-своему. Поэтому, чтобы дать возможность эти самые предметы хорошо изучить, их должно быть не слишком много, иными словами, не предлагайте ребенку 1,5 лет много игрушек.









В этом возрасте хорошим партнером для игр будет так называемая кукла в пришивном комбинезончике. Пока малыш сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он может только снять, вот тут-то подойдет пришитый комбинезон. А так как навыки одевания все же надо развивать, некоторые элементы могут быть съемными - шапочка, пинетки.
Малыш видит в кукле самого себя, поэтому желательно подбирать ее с похожими чертами (цвет глаз/волос, пол). Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.









Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок сам создает свой мир и события в нем происходящие. Теперь он может придумывать различные сюжеты, разыгрывать их и останавливать - все по его правилам. Лучше всего такая игра происходит с маленькими куклами, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20 см. И конечно, кукол должно быть несколько - тут и мама, и папа, и девочки и мальчики, вообщем все актеры для режиссерской игры крохи.
Нужны и небольшие куклы - малыши, играя с которыми ребенок чувствует свою «взрослость». Теперь он сам качает, пеленает и укладывает спать малыша, так же, как мама.









Черты лица куколки должны обозначаться более подробно. Утягиваются глазные впадины, можно вышить ротик и глаза. Обычно для этого возраста волос не делают совсем, их заменяют шапочкой, колпачком.







К 4,5-5 годам игра выходит на новый уровень. Теперь это уже не только семейно-бытовые сюжеты. Дети играют в больницу, магазин, театр, садик, в общем в то, с чем встречаются в своей жизни. Они точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Теперь кукла усложняется: Ноги и руки могут быть подвижными, руки более детализированы, с большим пальчиком. Ступни у ножек тоже становятся выраженными. Куклы должны быть большие, от 25 до 40 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Важным становятся заплетаемые волосы и возможность легко переодеть куклу. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды и всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки.







Ведь мелкая моторика у ребенка развивается и пальчики ловчее, чем раньше. Он теперь сможет самостоятельно одеть и раздеть куклу, завязать ей поясок, застегнуть пуговки, надеть штанишки.
Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви.









Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление большой куклы-младенца, ростом 40-50 см, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.
Нужна большая кукла-младенец и детям, которым вскоре предстоит стать старшими. Старший ребенок ухаживая  этой куклой, поможет разделить мамины хлопоты с новорожденным.








Образ куклы воздействует  на личность ребенка.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения очень красноречивы. Через игру с куклой формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности.








Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Дети, как губка, впитывают все, что видят и с чем тесно общаются, – это буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

Далее - подборка вальдорфских кукол от российских мастеров.

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

 Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

 

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла (волосы). Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла без одежды. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

 Вальдорфские куклы. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфские куклы-бабочки для самых маленьких:

Вальдорфские куклы-бабочки. Фото / Waldorf doll. Photo

 Вальдорфские куклы-животные:

Вальдорфские куклы-животные. Фото / Waldorf doll. Photo

Вальдорфские куклы-животные. Фото / Waldorf doll. Photo

 Вальдорфские куклы. Фото / Waldorf doll. Photo

 Вальдорфские куклы. Фото / Waldorf doll. Photo

Девочка и вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Девочка и вальдорфская кукла. Фото / Waldorf doll. Photo

Просмотров: 598 | Добавил: Iren | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0