Главная » 2014 » Декабрь » 3 » Платья последней императрицы Франции
12:03
Платья последней императрицы Франции

Англичанин Арнольд Беннет (1867 — 1931) был прекрасным журналистом, в чем-то едва ли не опередившим свое время. Например, он писал книжки, помогающие "сделать первый шаг по дороге успеха", — "Как сделаться писателем" (1903) или "Как жить 24 часа в сутки" (1907). В начале 20 века подобные издания смотрелись вполне свежей идеей.

Но как романист Беннет был безнадежно старомоден. Романы он писал ровно так, как советовал в своей книге:

Хороший роман — это всегда автобиография, окрашенная в цвета всего человечества. /.../ Первоклассное произведение художественной литературы всегда в конечном счете автобиографично и обязательно должно быть таким… Когда нужна подлинная творческая работа — а она нужна для каждой страницы, — эффективную опору романист обретает только в себе самом, своей цели он достигает, практически ничего не придумывая, а только аранжируя и варьируя то, что сам чувствовал и видел. (Беннет А. Как пишутся романы. — В кн.: Писатели Англии о литературе. XIX–XX вв. М., 1981)

Беннет описывал то, что хорошо знал из личного опыта, то есть, английскую провинциальную глубинку и жизнь промышленных районов. Беннета увлекали наблюдения за ходом исторического времени. Он пытался проследить в своих романах смену эпох и то, как с нею меняются нравы и обывательские взгляды на жизнь. Но... Беннет уделял слишком много внимания детализации, не поднимаясь от скрупулезных описаний к обобщениям.

Его "Повесть о старых женщинах" (1908) неимоверно скучна как роман. Ее героини заурядны, и проживают самую обычную жизнь, в которой даже потрясения лишены драматизма. Наверно, даже Голливуд спасовал бы на попытке "оживить" эту историю, настолько старательно Беннет уходил от "эксцентричности в изображении основных персонажей".

Но при этом в "Повести" настолько наглядные описания, что некоторые места так и хочется рассмотреть поподробнее, желательно, с иллюстрациями. Вот, например, мимолетное впечатление одной из героинь, Софьи, в Париже:

Потом вновь загрохотали пушки, под величественной Триумфальной аркой один за другим появились великолепные экипажи и, поблескивая, промчались в западном направлении между шеренгами безупречно сверкающих мундиров. Еще более блистательные мундиры и обворожительные туалеты наполняли экипажи. Софья в своем скромном изящном черном платье механически отметила, насколько удобнее нарядным женщинам сидеть в каретах теперь, когда исчезли кринолины. Таково было единственное впечатление, возникшее у Софьи, когда мимо нее промелькнула последняя праздничная кавалькада наполеоновской империи. Софья не знала, что перед ней столпы империи и что взгляды всей этой знати в золоченых мундирах и пышных туалетах были только что прикованы к легендарной красоте Евгении, а их слух тешили длинные периоды Наполеона III, вещавшего о том, как благодарен он своему народу за доверие, продемонстрированное плебисцитом, о том, что ратификация конституционных реформ гарантирует порядок, о том, что основы империи укреплены, о том, что сила проявляется в сдержанности и на будущее можно взирать без страха, о колыбели мира и свободы и о вечной преемственности наполеоновской династии.

"Легендарно красивая Евгения" — последняя императрица Франции, жена Наполеона III, урожденная Евгения де Монтихо, графиня де Теба (строго говоря, полное имя — Эухения Мария Игнасия Аугустина Палафокс де Гусман Портокарреро и Киркпатрик де Платанаса де Монтихо де Теба). Вот она на портрете 1854 года с напудренными волосами и в платье а-ля Мария Антуанетта, с тем самым исчезнувшим кринолином, без которого стало намного удобнее сидеть в карете.

Императрица Евгения, 1854, Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Императрица Евгения, 1854, Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Учителем Евгении был известный писатель Стендаль, а не менее известный Проспер Мериме многие годы являлся близким другом семьи. Евгения славилась не только своей красотой, но и изысканным вкусом, определившим моду 1850 — 1860-ых годов не только во Франции, но во всем мире.

Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855, Компьеньский дворец. Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855, Компьеньский дворец. Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Действительно, редкой красоты была женщина.

Портрет императрицы Евгении, 1854, Луи-Эдуард Дюбуф (Louis Edouard Dubufe (1819 — 1883)

Портрет императрицы Евгении, 1854, Луи-Эдуард Дюбуф (Louis Edouard Dubufe (1819 — 1883)

И очень удачно, что императрица, которой по штату положено иметь множество парадных портретов, писанных самыми модными и успешными портретистами своего времени. Таковым был, например, немец Франц Ксаавер Винтерхальтер (1805—1873), оставивший целую галерею принцесс и прочих аристократок всех стран Европы.

Портрет императрицы Евгении в черном платье, 1862, Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Портрет императрицы Евгении в черном платье, 1862, Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Евгения была испанкой по происхождению, и в черном смотрелась очень эффектно:

Императрица Евгения. Потрет работы Луи-Эдуард Дюбуфа (Edouard Louis Dubufe)

Императрица Евгения. Потрет работы Луи-Эдуард Дюбуфа (Edouard Louis Dubufe)

Еще один парадный портрет, со всеми регалиями императорской власти:

Портрет императрицы Евгении, Пьер-Поль Хамон (Pierre-Paul Hamon (1817-1860)

Портрет императрицы Евгении, Пьер-Поль Хамон (Pierre-Paul Hamon (1817-1860)

На этой картине императрица, похоже, в том же платье, но с дополнительной зеленой юбкой, а портрет в интернете подписывают уже как работу Винтерхальтера. Могли два разных художника одновременно писать два варианта одного портрета, во время общих сеансов позирования?

Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Франц Ксавьер Винтерхальтер. (Franz Xavier Winterhalter (1805—1873)

Портреты Евгении интересно разглядывать и с точки зрения истории модных нарядов, ведь одевалась она только у признанных законодателей портняжного мастерства, а то и искусства, даже если речь шла о повседневных платьях.

Императрица Евгения в Биаррице, 1858, E. Defonds

Императрица Евгения в Биаррице, 1858, E. Defonds

А вот как могла выглядеть богатая дама в модной амазонке в составе кавалькады. Кавалькада в романе Беннета "последняя", потому что чуть позже разразится франко-прусская война, которая закончится полным поражением и крахом Франции:

Императрица Евгения на лошади, портрет работы Чарльза Эдуарда Бутибонна (Charles Édouard Boutibonne)

Императрица Евгения на лошади, портрет работы Чарльза Эдуарда Бутибонна (Charles Édouard Boutibonne)

А вот императорская чета не в парадных, а повседневных костюмах.

Ange Tissier. Napoléon III et Visconti 1865

Ange Tissier. Napoléon III et Visconti 1865

Парадный портрет Наполеона III в мундире. Наполеон тоже следил и за собственной внешностью, и за модой. И тоже в чем-то ее задавал. Например, бородку-эспаньолку и усы с лихо закрученными кончиками в моду ввел именно он.

Pierre-Paul Hamon (1817-1860)

Pierre-Paul Hamon (1817-1860)

А это уже не живопись, а реальная фотография императорской четы, сделанная в 1859 году. Еще одно платье Евгении.

Императорская чета с сыном, Фотограф Диздери, 1859 год

Императорская чета с сыном, Фотограф Диздери, 1859 год

Обычные люди, конечно, одевались и попроще, и подешевле. Но модные тенденции "расходились в народ" в том числе и с таких фотографий, публикуемых в газетах.

И напоследок фотография Наполеона III и императрицы Евгении, датируемая 1865 годом, то есть, совпадающая со временем действия в романе Арнольда Беннета. Юбка платья Евгении, по-моему, подозрительно похожа на юбку с предыдущей фотографии? А между тем между снимками разница в шесть лет. Получается, что императрица подолгу носила одни и те же платья?

1865. Наполеон III Бонапарт и императрица Франции Евгения

1865. Наполеон III Бонапарт и императрица Франции Евгения
Просмотров: 431 | Добавил: Iren | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0