Действие романа Арнольда Беннета открывается в 1860-ых годах, когда его героиням, Констанции и Софии, шестнадцать и пятнадцать лет, а заканчивается почти шестьдесят лет спустя, когда обе они умирают от старости. Сам Беннет родился в 1867 году, Констанция и София получаются старше его самого лет на пятнадцать — двадцать. Но, описывая их жизнь, Беннет изображает все то, что хорошо знал, потому что сам в те времена был молодым.
У Констанции спокойный покладистый характер, она послушная девочка, уважающая волю своих родителей и исполняющая все, что ей скажут. У ее младшей сестры Софьи характер более независимый и даже в чем-то дерзкий. Она то мамину юбку от нового, еще не дошитого платья, без спросу примерит; то касторку принимать откажется; то на улицу без разрешения выйдет; то захочет стать учительницей вместо того, чтобы работать в лавке; то из дому с заезжим коммивояжером убежит.
Впрочем, о самом романе подробнее в следующих выпусках. А пока еще одна цитата. Софья с восхищением рассматривает литографию из модного журнала, примерно вот такую:
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions 1867 года
К сожалению, проиллюстрировать могу лишь картинками из американских модных журналов того же периода. Французские и английские журналы, увы, хуже представлены в сети, в плане хранения и оцифровки своих архивов американцы впереди планеты всей. Но журналы были похожи.
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, декабрь 1861 года
Креатив в тот период был не в чести, люди старались не выделиться, а, наоборот, произвести респектабельное впечатление за свет соответствия общепринятому. Уважение и доверие внушало именно такое, "как у всех остальных". Зеленые жилеты с лимонными перчатками Оскара Уайльда, например, были эксцентричностью, мало у кого вызывающей одобрение. И уж тем более, никто не купил бы не похожего на остальные журнала. Обычные люди избегали экспериментов с чем бы то ни было, что, к слову сказать, тоже отражено в романе Беннета. Итак, что же рассматривала вольнолюбивая Софья:
На литографии были изображены пятнадцать сестер, все — одного роста, одинаково стройные и одного возраста — примерно лет двадцати пяти, все отмечены однообразно надменной и пресной красотой. Полное сходство лиц убедительно подтверждало, что они в самом деле сестры; их осанка указывала, что они принцессы — отпрыски каких-то немыслимо плодовитых короля и королевы. Руки их не ведали труда, с лиц не сходила великосветская улыбка.
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions 1861 года
Принцессы прогуливались среди мраморных лестниц и веранд, а вдалеке виднелась эстрада для оркестра и диковинные деревья.
Godey's Lady's Book Fashion Plate 1859
На одной из принцесс была амазонка, на другой — вечернее платье, третья была одета к чаю, на четвертой был туалет для театра, а пятая, по-видимому, приготовилась ко сну. Одна из них держала за руку девочку, которая не могла быть ее дочкой, ибо этих принцесс человеческие страсти не касались. Откуда у нее эта девочка?
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, июль 1861 года
Почему одна сестра направляется в театр, другая — к чайному столу, третья — в конюшню, четвертая — в спальную? Почему на одной теплая накидка, а другая прячется под зонтиком от летнего зноя? Картина была полна таинственности, но самым странным казалось то, что все эти высочества явно испытывали удовольствие от своих нелепейших и старомодных нарядов.
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, январь 1865 года
Несуразные шляпы с развевающимися вуалями, несуразные пятнистые капоры, тесно облегающие голову, низкие несуразные прически, несуразные мешковатые рукава, несуразные пояса, расположенные выше талии, несуразные корсажи с фестонами! А юбки!
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, апрель 1870 года
Что за юбки! Настоящие широченные, разукрашенные пирамиды, к вершинам которых приклеены верхние половины принцесс. Поразительно, что принцессы согласились выглядеть столь нелепо и испытывать такие неудобства.
Разворот американского модного журнала Godey's Fasions, май 1870
Но Софья не замечала ничего чудовищного в этой картине, на которой была надпись: «Последние летние моды из Парижа. Бесплатное приложение к «Майрес Джорнел». Софья и представить себе не могла ничего более изящного, очаровательного и ошеломляющего, чем одежды пятнадцати принцесс.
Разворот еще одного американского модного журнала, Peterson's Magazine, апрель 1888 года